Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


8 мая 2019 в рубрике «Попутно»

Невыгодный самолет: почему Superjet не оправдал надежды

При аварийной посадке Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» в Шереметьево погиб 41 человек. Катастрофа стала второй в истории самолета за восемь лет полетов и первой, которая может оказаться связанной с техническими причинами. Но на мировом рынке SSJ, на который государство потратило $2 млрд, оказался неконкурентным из-за сложностей с техническим обслуживанием, которые делали его невыгодным для авиакомпаний.

Катастрофа и аварии. До 5 мая Superjet потерпел только одну катастрофу с человеческими жертвами, и она никак не была связана с техникой. В мае 2012 года самолет врезался в гору при демонстрационном полете в Индонезии. Погибли все находившиеся на борту — 37 пассажиров и 8 членов экипажа. В итоговом докладе о катастрофе индонезийские авиавласти назвали ее причинами ошибки пилотов и проблемы с техникой диспетчеров в аэропорту Джакарты.

  • Второй и последний инцидент с потерей самолета произошел в Якутске осенью 2018 года — Superjet при посадке выкатился с ВПП на 250 метров. Пассажиры и экипаж не пострадали, но самолет пришлось списать. Вина в инциденте лежала на аэропортовых службах — экипажу, который садился на укороченной из-за реконструкции полосе, была передана неверная информация о коэффициенте сцепления на ВПП, а сама полоса оказалась в ненадлежащем состоянии.
  • Всего в крупнейшей онлайн-базе по авиабезопасности Aviation Safety Network (ASN) значится четыре проверенных авиационных происшествия с участием Superjet (в их число включены катастрофы в Индонезии и в Шереметьево), и ни одно из них не было связано с техническими проблемами самолетов. Пользователи ASN добавили в базу еще 15 инцидентов, но и в их описании о серьезных технических проблемах не упоминается.
  • Для сравнения можно привести цифры одного из конкурентов Superjet, бразильского Embraer 170 — самого маленького из семейства больших региональных самолетов Embraer, который производился такой же небольшой серией, как и SSJ (всего было выпущено 190 самолетов с 2004 по 2017 год). В базе ASN приведено пять подтвержденных и 54 добавленных пользователями происшествий с E170. В их числе, правда, нет ни одной аварии с жертвами или потерей самолета.

Невыгодный самолет. Проблемы с техникой в чистом виде не так часто становятся причиной авиакатастроф — строгие регламенты по сертификации и обслуживанию самолетов этого не позволяют. Но для коммерческой эксплуатации Superjet проблемы с техническим обслуживанием были серьезной проблемой. На частые ремонты и нехватку запчастей жаловался и крупнейший эксплуатант SSJ — «Аэрофлот», и оба крупных иностранных заказчика.

  • Уже на второй год эксплуатации нового самолета, в 2012 году, 40% отказов техники в «Аэрофлоте» пришлись на 10 Superjet, которые составляли всего 8% от его парка. «Претензии к SSJ-100 есть, как к любому другому самолету на этапе запуска в эксплуатацию, есть они и к Boeing 787 Dreamliner. Но недостатки SSJ-100 не носят системного характера, они устранимы», — говорил тогда «Коммерсанту» представитель авиакомпании.
  • Летом 2017 года «Ведомости» выяснили, что средний налет Superjet в парке российских авиакомпаний в 2–3 раза ниже, чем иностранных самолетов, — в среднем 3–3,7 часа в сутки против 9 часов у Boeing и Airbus. Эксперты объясняли это прежде всего нехваткой запчастей: Superjet производится небольшой серией, сторонним компаниям производить для него комплектующие неинтересно, а у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в приоритете гособоронзаказ.
  • Спустя год ситуация с налетом Superjet в лучшую сторону не изменилась. «Аэрофлот» официально не критиковал самолет, но в СМИ регулярно появлялись документы, свидетельствующие о низком качестве самолета и его послепродажного обслуживания. Например, в апреле 2018 года русская служба «Би-би-си» ознакомилась с закрытым отчетом «Аэрофлота» об авиационной безопасности в компании за февраль — больше половины инцидентов, указанных в документе, приходилось на Superjet.

Рыночный провал. Как и любой большой авиационный проект, Superjet задумывался с прицелом на экспорт. В 2005 году, представляя проект в Ле-Бурже, «Гражданские самолеты Сухого», рассчитывали на 800 заказов до 2024 года — 300 для российского рынка и 500 — для иностранных заказчиков. К апрелю 2019 года произведено 186 самолетов, почти треть летает в «Аэрофлоте» на нерыночных условиях, а единственный европейский покупатель отказался от Superjet в начале 2019 года.

  • Для стартового и крупнейшего заказчика, государственного «Аэрофлота», несовершенство нового самолета компенсировалось сверхвыгодными условиями контрактов на его поставку. Сейчас в парке «Аэрофлота» 50 из 186 выпущенных на апрель 2019 года самолетов. За это компания  получила скидку почти 50% к каталожной цене самолета (скидка большому заказчику бывает у всех производителей, но редко превышает 25%) и, главное, гарантированные компенсации за простой самолетов из-за поломок — $12 000 в сутки.
  • Поставщик, «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), в отчетности называл первый большой контракт с «Аэрофлотом» на 30 самолетов «заведомо убыточным». В 2016 году около половины Superjet «Аэрофлота» вообще не летали, но благодаря компенсациям компания могла себе это позволить, говорил источник «Ведомостей», близкий к ОАК. В 2018 году источники, близкие к ОАК, утверждали, что из-за компенсаций «Аэрофлоту» выгоднее держать самолеты на земле, чем использовать их на маршрутах.
  • У других авиаперевозчиков, купивших Superjet, не было таких выгодных условий. Российская Red Wings в 2015 году смогла добиться рекордного налета своих пяти Superjet в 8–9 часов в сутки, используя один из самолетов «на запчасти», писали «Ведомости». По такому же пути пошла мексиканская Interjet. В начале 2018 года Bloomberg заметил, что 4 из 22 ее SSJ перестали летать из-за проблем с двигателями и начали постепенно разбираться на запчасти для остальных самолетов.
  • Сейчас самая рациональная причина для эксплуатации SSJ российскими авиакомпаниями — льготы для покупателей российской авиатехники и субсидирование региональных рейсов. В соответствующем списке Росавиации 53 региональных маршрута, в которых указан Superjet.
  • В начале 2019 года единственный европейский покупатель Superjet, ирландская Cityjet, отказалась от их эксплуатации из-за низкого налета. Cityjet сдавала все свои семь самолетов вместе с экипажами бельгийской Brussels Airlines, у которой были претензии к низкому налету машин.

Первый новый самолет. Sukhoi Superjet 100 — первый российский самолет, разработанный после 1991 года и первый магистральный пассажирский самолет, разработанный ОКБ Сухого, которое в советское время специализировалось на истребителях. SSJ — региональный самолет на 95 кресел, советские аналоги, на замену которым он разрабатывался, — Ту-134 и Як-42.

  • Разработка самолета началась в 2000 году, первый полет он совершил в 2008-м, а коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.
  • Всего на разработку самолета в 2003–2016 годах с учетом курсовых разниц было потрачено около $2 млрд, говорили в ОАК в конце 2017 года.
  • Партнерами «Сухого» в разработке самолета были Boeing, французская Snecma и итальянская Alenia Aeronautica. Доля российских компонентов самолета в 2018 году оценивалась в 35–40%. Какие компоненты SSJ поставляют европейские и американские компании, можно наглядно посмотреть здесь.
  • Superjet оснащается разработанными специально для него двигателями SaM-146, которые производит СП российского НПО «Сатурн» и Snecma.
  • Причиной возвращения Superjet в Шереметьево 5 мая предположительно стал отказ систем управления и радиосвязи после удара молнии. Большую часть системы авиационной электроники для Superjet поставляет французская Thales — один из крупнейших игроков на этом рынке.

Комментарии

николаич 8 мая 2019 в 11:45

Если принять во внимание, что на момент создания суперджета был другой самолет вроде у компании ильюшина, то предполагается вывод, что деньги на суперджет просто "освоили" приближенные к этим потокам лица...

гость 8 мая 2019 в 17:59

Всё как у А.Райкина: Один кроил,другой рукав пришил,третий пуговицы,четвертый гульфик пришпандорил.Кто костюм пошил неизвестно.

Сергей Анатольевич 8 мая 2019 в 19:06

Один-то точно известен-портняжка.

Макаров Владимир 8 мая 2019 в 22:18

самое плохое то, что другого пассажирского отечественного самолета российского, а не советского производства пока не существует! А я помню, как с начала 60 почти каждый год в СССР создавали новый самолет.

PPC 10 мая 2019 в 14:25

Сравните количество действующих аэропортов в России в 1991 и 2019, вспотели, нет? Тогда сравните количество аэропортов у G7 и даже средней африканской страны и РФ, помножте разницу на размер страны ( во Владивосток и даже Новосиб из Москвы на ближнемагистальном не улететь) и возросшую платежеспособность населения))) Теперь точно вспотели))) Теперь наверное понимаете почему чисто русский самолет чисто для внутреннего потребления вообще не вариант и выгодой пахнуть никогда не будет.

Факты 11 мая 2019 в 21:34

Максимальная взлетная масса SS 100 (2-х типов) 45880-49450 кг. (посадочная - 41 000 кг).

Запас топлива - 15805 л. Была превышена на 1 тн. посадочная масса - 42000 кг.

Пожар в самолете глазами пассажира Олега Молчанова, сидевшего в 12 ряду на месте А. (Всего в салоне 20 рядов по 5 мест в каждом ряду (А,С,D, E, F).

Место 12 А - крайнее у окна посередине левого крыла самолета).

На одном из форумов собрали его посты (про чемоданы тоже).

3092921 - Посадочные талоны Олега Молчанова и его жены.

«Всем привет. Я был на этом рейсе, пару пояснений:

— люди с чемоданами это бизнес класс, эти сумки были не большие и никому не мешали.

— давки не было. Одна женщина упала в проходе, ее быстро подняли и вытолкнули.

— после 12 ряда почти никто не выжил — если вы заметили трапов сзади нет. Не выкинуло. А если бы и было то там было пекло. Большая часть погибла моментальное.

— маски кислорода не выкинуло. На правую сторону от силы 3-4 штуки.

— МЧС приехало быстро , но даже если бы и медленно, спасать там было некого.

— учитывая общий бардак и несогласованность служб, все пострадавшие были окружены вниманием , поддержкой, едой и даже была водка. Правда одна бутылка, но хоть что-то.

По поводу скорости горения самолёта, я немного сам не ожидал, что он горит как пластиковый стаканчик.

Моментально. Стекла в моем ряду расплавились ещё до остановки борта

И по выживанию — там момент везения и отсутствия паники.

Один вдох черного дыма и человек уже не встанет с места.

А учитывая, что видимости нет, то и спасать его никто не будет, тупо не видно.

Дышать не возможно. Полнолицевых масок в самолёте не было, ну или их не могли найти.

Интересно, что шасси почти полностью погасили удары. Трясло, но не критично.

Действительно до остановки, почти все сидели на местах. Ну по крайней мере те которых я видел со своего ряда.

Кто-то писал, что возможно люди были не пристёгнуты и вырубилось от удара — не было такого удара.

Все было терпимо. Да и не думаю что ремни в самолёте не дают биться головой об сидушку.

Продолжение 1).

Я вышел последний за мной с задних рядов не было людей.

Я не могу точно ответить, почему после 12 все почти погибли, могу предположить.

Первый вариант, люди ломанулись к ближайшему выходу, а для них это задний трап.

И второй вариант, что они сгорели от пламени которое исходило от крыла.

Те кто было на передних рядах и не выбрался — угарный газ. Два раза хапнул и все.

По поводу того, руководили ли бортпроводники: Я не слышал.

После первого удара, женщины начали визжать на ультразвуке. И общий звуком фон все загораживал.

Нечего пояснять. Ор стоял , орали все. В таком окружении смешанном со скрежетом самолёта ничего не разобрать.

Кто, что говорил, какие команды и были ли они.

Ещё раз, давки не было. Проход загородила женщина , ее сразу подняли и вышли.

Меня в спину никто не толкал. По мне никто не бегал.

Последнюю часть пути я выползал — нечем было дышать. Дорога была свободна.

Про молнию: А, забыл. В самолёт ударила молния, упала тяга (возможно это пилот приглушил), вентиляция не работала.

Заход на посадку был один. Петля на радаре — трек захода. После скачка рассыпалась левая сторона крыла— начался пожар.

Возможно с другой было так же, я не смотрел. По ощущениям скорость.

Я сидел на крыле, левая сторона. Удар молнии однозначно был. Я пялится на облака, как раз залетели в тучу

Молния была видна, звука я не слышал. Вспышка на правом крыле — поползли типа разрядов и все.

После удара молнии когда вышли из облака, бортпроводник по громкой связи сообщила, что пилот принял решение вернутся в связи технической необходимость / неполадками / технической причиной. Точно не помню.

После этого других объявлений по громкой связи не было .

(Продолжение 2).

Про человека, с 18 ряда, который выжил.

Человек который выжил — ломанулся к выходу после первого скачка. Его это и спасло.

По поводу того, можно ли было еще спасать людей (под предбанником имеется

ввиду пространство между кабиной и бизнес-классом): Не возможно без оборудования было.

Я был в самолёте до последнего, кого можно вытаскивали. Дальше переборки предбанника— огненный писец

Жар у меня только по верху, сначала шел вприсядку, когда понял что теряю сознание пополз. Ожогов нет.

Ещё раз — видимости на уровне моей головы к моменту когда я вылез со своего места уже не было.

Черный дым. В присядку был ещё белый.

Я не видел других людей.

Я не знаю сколько их было всего, проводников. ...Я вылез из бизнес класса в предбанник.

Потерял жену из вида, сел у выхода, спиной к кабине, трап был справа от меня.

Рядом был проводник девушка, мужчина и я.

Мы начали вытаскивать людей из амбразуры с дымом. Три человека. Два мужчины и одна женщина.

Потом из салона уже полыхнуло.

Я попросил полнолицевую маску, молодой человек метнулся к каким-то ящиками и сказал, что нет.

Взял фонарь посветил в проход— там жопа. Мы с проводницей выпрыгнули на правый трап по ходу движения.

Мне показалось что молодой человек ушел к другому трапу. Но это не точно».

гость 13 мая 2019 в 09:41

Губернатор ЯО ДЮМа грозится запустить Superjet c Туношны до Краснодара.Говорят и билеты будут субсидированные.

Оптимист 13 мая 2019 в 20:19

Не надо паники: новый, только что назначенный глава ОАК наведет порядок в отрасли!

Глас 13 мая 2019 в 22:20

Бу-га-га! Чуть икрой не подавился))) Надеюсь это сарказм))) Но он без помощницы не справится...

александр 14 мая 2019 в 18:11

если бы только самолет был невыгодным:

https://yarnovosti.com/news/V-Rybinske-mojet-zakrytsya-stanciya-skoroy-pomoshchi-regionalnyy-depzdrav-schitaet-chto-eto-ne-sozdast-problem/

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

22 июля 2019 в рубрике «Однажды в…»
Денис Добряков предлагает жителям Рыбинска решить, стоит ли на месте березовой рощи строить часовню
21 июля 2019 в рубрике «Однажды в…»
Архитектурные эксперты убеждены: озеленение города — это полезный и нужный процесс. Но не забывайте про архитектуру и не пытайтесь решить проблему экологии только за счет деревьев без учета транспортной политики в целом
20 июля 2019 в рубрике «Однажды в…»
Два года новой Красной площади в Рыбинске. Как изменилось ее восприятие?
19 июля 2019 в рубрике «Новости»
В Рыбинске изменили схему движения по Крестовой улице на время ремонта. Изучайте схемы
19 июля 2019 в рубрике «Новости»
В Рыбинске, по новому участку автомобильной дороги улицы Расторгуева от кругового движения на улице 50 лет ВЛКСМ до Перекатной улицы 3-й проезд, сегодня началось движение автобусов
18 июля 2019 в рубрике «Однажды в…»
Сегодня в Рыбинске, на улице Расторгуева, открыли новую дорогу с круговым движением на пересечении улиц Ворошилова, Черепанова, Суркова
18 июля 2019 в рубрике «Новости»
Умные светофоры появятся в Рыбинске на улицах Крестовой и Герцена после реконструкции

Архив