Человек — это его дело. Это то, что он может с гордостью продемонстрировать, что может показать современникам и оставить будущим поколениям.
Конечно, каждый человек — это еще очень много личных событий и переживаний. Но если говорить о том, что отличит один персонаж от другого на фоне общественной жизни, то это все-таки дело.
— Cнимайте скорее, видите, красота какая! — торопит Виктор Доскин, показывая на катер, вернувшийся с заводских ходовых испытаний к испытательному пирсу рыбинского судостроительного предприятия «Вымпел».
Действительно, красота. Белый, легкий, стремительный катер «Мангуст» как-то уж очень быстро развернулся на Волге и вписался в общий ряд других катеров, стоящих у пирса.
Доскин гордится проектом «Мангуст», как кто-то другой будет гордиться посаженным деревом или построенным домом. О катере он говорит, как о своем ребенке, хвастаясь достижениями и нахваливая возможности. С 2000 года, с момента начала реализации проекта, «Вымпел» произвел около 60 «Мангустов» различной модификации.
— А началось все, когда пограничники поставили перед нами задачу создать скоростной катер, который мог бы бороться с контрабандистами, — рассказывает Доскин. — Почему возникла нужда? Потому что нарушители закона зачастую были оснащены лучше военных. Поэтому новый скоростной, маневренный, мореходный катер должен на голову превосходить по своим техническим характеристикам катера аналоги. И мы его создали совместно с ЦМКБ»Алмаз» Санкт Петербурга. Водоизмещением 30 тонн, со скоростью 50 узлов — почти 100 километров в час, с современными вооружением, системами наблюдения, связи, оповещения.
Когда первый корабль поставили на Каспий, он произвел настоящий фурор. Проектом «Мангуст» заинтересовались смежные ведомства: МЧС, МВД, которым он потребовался для обеспечения безопасности на акваториях, федеральная таможенная служба, которая, как и пограничники, стремилась бороться с контрабандой современными методами. «Вымпел» разработал под каждую задачу отдельную модификацию.
О кораблях Доскин рассказывает с удовольствием. О себе — сдержанно и скупо. Родился в Ставропольском крае, окончил Московский авиационный институт в 1980 году и по распределению был направлен в Рыбинск на «Рыбинские моторы».
— А как в судостроители попали?
— На партхозактиве познакомился с тогдашним директором «Вымпела», который произвел на меня сильное впечатление. И пошел к нему работать. Сначала, в 1988 году, — главным экономистом, а в 2000-м меня назначили генеральным директором.
Все. Биография в несколько строк. И — опять о кораблях, их достоинствах, красоте, скорости, маневренности:
— «Мангуст» — это как Мерседес в ряду прочих автомобилей. Класс. Марка. Бренд. Вот увидите, мы его и на международный рынок выведем.
«Мангуст» — гордость «Вымпела». Но не он определяет благополучие предприятия. Загрузку производства обеспечивает государственный оборонный заказ по линии ВМФ: ракетные катера типа «Молния», противодиверсионные корабли, гидрографические суда и др.
— Шумно у нас? Это хорошо. Значит, корабли строятся, — говорит Виктор Доскин. — В судостроение тишина — худший признак.
А было время, когда «Вымпел» на месяца погружался в тишину. Когда директор практически жил в автомобиле на перегонах между Рыбинском и Москвой. Не выходил из министерских кабинетов без подтверждения заказа. Об этом времени Доскин тоже говорит скупо. Главное — сохранили завод и коллектив. На предприятии удалось сплотить сильную команду руководителей, которые вывели завод из кризиса без ощутимых потерь. Сегодня «Вымпел уверенно смотрит в будущее, коллектив судостроителей насчитывает около 1250 человек.
— Оборонка — это хорошо. Но мы понимаем, что экономику предприятия опасно замыкать на одном секторе, — рассказывает Доскин. — Поэтому мы решили осваивать новые рынки. Будущее предприятия во многом будет зависеть от способности конкурировать с другими судостроительными предприятиями на рынке гражданского судостроения. Вот почему нами разработан стратегический план внедрения на этот рынок, проведена модернизация производства, системы планирования и управления.
Одним из первых проектов, планируемых к закладке на стапелях завода, будет пассажирское судно на подводных крыльях «Комета-120». О нем уже заговорили в кругах российских судостроителей, хотя его закладка еще только намечена на конец августа. Это будет скоростной корабль для таких маршрутов, как Новороссийск-Сочи, Санкт-Петербург-Петергоф. Он будет развивать скорость 35-38 узлов и перевозить до 120 пассажиров.
— Мы сделали техническую оценку состояния пассажирского флота. Она неутешительна: корабли в основном устаревшие, возрастом более сорока лет. Значит, потребность в нашей продукции существует. Конструкторское бюро судов на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева из Нижнего Новгорода, с которым мы давно сотрудничаем, разработало ряд проектов — на перевозку 45, 120, 250 пассажиров. Суммарная потребность заказчиков на ближайшую перспективу — около 100 единиц. А это значит, что коллектив судостроителей на «Вымпеле» будет увеличиваться. Будут созданы новые рабочие места, потребуются инженеры и рабочие высокой квалификации, которым предстоит освоить новые технологии, создать пассажирское судно высочайшего качества с комфортными условиями для пассажиров. Только при соблюдении этих условий мы будем иметь шансы на успех. Мы уверены, что достигнем поставленной цели и новая «Комета» станет не только гордостью заводчан, но и всех рыбинцев!
Новый скоростной пассажирский корабль сойдет со стапелей «Вымпела» уже в 2014 году. А «родился» он в Рыбинске, на берегу Волги, там, где расположен судостроительный завод «Вымпел», как раз накануне Дня города, в день, когда первый заместитель генерального директора предприятия Виктор Доскин получит звание Почетного гражданина Рыбинска.