Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Сергей Чурочкин
17 октября 2014 в рубрике «Однажды в…»

Крым. Путешествие во времени

Думаю, редкий читатель может похвастаться путешествием во времени, если это, конечно, не касается кино или буйной фантазии. А мне повезло. И помог в этом Крым.

Прилетев по делам в столицу нашей вновь обретенной территории — Республики Крым — город Симферополь, я оказался в нашем славном прошлом.

Крым

Для начала — аэропорт. Просто громадная территория с выгоревшей на солнце травой и отсутствием самолетов на стоянках. После перенаселенного Домодедова это показалось удивительным.

Дорога из аэропорта в город. Мы уже начали отвыкать от стройных рядов серых бетонных многоэтажек, наглухо закрытых от любопытного взгляда бесконечным полотном рекламных щитов с аляповатой, местечковой рекламной продукцией. Но увы, ушедшая реальность иногда возвращается.

Автомобили. Процентов 90 транспорта Крыма ездит с украинскими номерными знаками, которые изредка разбавлены новенькими российскими номерами 777 региона. Достаточно распространенно явление, когда украинский флаг на номере заклеен нашим триколором с латинской надписью RUS, и на эти нестандартные номера местные гаишники никак не реагируют.

Крым2

На дорогах выделяются «жигули» разных годов выпуска и моделей, а также множество недорогих произведений украинского автопрома. Среди этой скромности сверкают редкие и дорогие автомобили, явно «рожденные» за пределами бывшего СССР. Местные водители с трудом принимают обязательное пристегивание ремнями безопасности, но, как мне объяснили, стали с бОльшим уважением относится к разметке на дороге. Наше общение с бывшими украинскими гаишниками, переученными под надзором завезенных из российских регионов коллег, явно не приносит им прежнего удовольствия. Говорят, что гаишники с некоторых пор опасаются «договариваться» на дороге и просто тупо выписывают непомерные по доходам местного населения российские штрафы.

Дороги от Симферополя до Ялты и Алушты находятся в весьма приличном состоянии. Если наши ярославские «направления» можно оценить диапазоном 3…3-, то тамошние точно заслуживают 3+…4.

Поразительно, но от Симферополя до Алушты ходят троллейбусы. Большинство из них достаточно недавнего года выпуска и в приличном состоянии, но встречаются и раритеты из ушедшей в историю Чехословакии производства 60-х годов — практически мои ровесники.

О связи. Сразу после прилета в Крым мой телефон впал в ступор, не найдя родной МТС или что-то относительно привычное. При поиске сетей обнаружились весьма странные названия: Life:) (именно так, со смайлом) и Rus32. Местные друзья пояснили, что Rus32 — это крымский вариант МТС, а Life:) — очень недорогая украинская сеть. Впоследствии видел в продаже и МТСовские коробки, но мой телефон вполне уютно обжился в RUS32 и чувствовал себя, как дома. Для планшета же пришлось купить украинское чудо со смайликом в названии — действительно дешевым, но очень медленным интернетом.

Отдельно хотелось бы коснуться инфраструктуры Крыма, по крайней мере, той части, которую я видел лично. Как человек, немного разбирающийся в этом вопросе, могу сказать — физический износ крайне высок. Разговаривая с местными специалистами, узнал, что последнее обновление основных фондов в Крыму было при Советском Союзе. Украина совсем не вкладывалась в Крым, это очевидно.

Крым3

Также стало понятно, что Крым все еще очень плотно привязан к Украине. Отсутствует вода в каналах центральной части региона, украинцы регулярно отключают электроэнергию, так как основные линии электропередач проходят через их территорию. Та же ситуация с транзитом газа на территорию Крыма. Сказывается это следующим образом. В один из чудных вечеров, а именно 1 сентября, вдруг полностью пропала электроэнергия. Свет погас везде — в домах, на дорогах и улицах, бензоколонках и магазинах. Подачу энергии восстановили в течение полутора-двух часов — местная МЧС запустила генераторы.

Санкции. Если у нас пока они — несколько отстраненное во времени понятие, то в Крыму — это печальная реальность. Неприятно удивили пустующие здания сети McDonald’s, расположенные в не самых худших местах крымских городов. То, что санкции — это не просто слова, хорошо видно в портах Крыма, где практически нет движения. По крайней мере, Ялтинские пассажирский и грузовой порты поражают своей тишиной и отсутствием кораблей у причалов.

Ялта

Порт Ялты пуст

Банки. Привычных банкоматов СБ или ВТБ просто нет. Есть другие, но с наклейками незнакомых банков, из-под которых проступает надпись «ПриватБанк». Зато присутствует целая куча обменников, вокруг которых постоянно идет постоянное движение различной степени подозрительности личностей. Курс валют меняется с завидной регулярностью. В общем, рассчитывать на наш «пластик» в Крыму, пожалуй, не стоит.

О чем говорят люди. Все, с кем я общался, позитивно относятся к тому, что Крым теперь стал частью России. Есть опасения по поводу потока туристов, за счет которых живут крымчане, есть разочарование по поводу низких доходов в нынешнем туристическом сезоне, но все говорят об одном: если бы они не присоединились к России, то в Крыму могла быть война. Вторая тема разговоров — это снижение высочайшего уровня коррупции, который был на Украине. Я не стану приводить примеры из частных бесед, но то, что я слышал о мздоимстве украинских властей, поразило даже меня.

Пустой таможенный терминал Ялты

Пустой таможенный терминал Ялты

Следующая тема для разговоров — это мост. У людей, будущий мост через Керченский пролив ассоциируется с окончанием процесса интеграции в Россию, и это не безосновательно.

Ориентировочная длина моста будет равна 6,3 км, а его стоимость, по различным оценкам, составит от 60 до 90 млрд рублей. Самый оптимистичный прогноз срока строительства — три года. Предполагается, что это чудо инженерной мысли будет двухуровневой конструкцией с железнодорожными путями на нижнем «этаже» и четырехполосной автомобильной трассой на верхнем уровне. Будет ли проезд по мосту платным и если да, то сколько он будет стоить, пока неизвестно. Учитывая, что автомобильный мост «в никуда» — печально известное сооружение на остров Русский во Владивостоке — обошелся в 34 млрд рублей, то диапазон 60…90 млрд рублей уже не кажется таким уж фантастичным. Крым стоит этих денег.

О красоте. Когда я летел в Крым, то даже не предполагал, что он так красив. Сочетание гор, покрытых лесами, белых скал и прозрачно-голубого моря — это нечто непередаваемое. Учитывая древнейшую историю Крыма, там можно увидеть и прекрасные замки на скалах, и татарские источники, пришедшие из глубин времени.

Крым6

Открытия. Оказывается, «Кавказкую пленницу» снимали не на Кавказе, а в Крыму, чему я был безмерно удивлен.

О будущем. Жизнь продолжается и жизнь эта напрямую увязана с экономическим благосостоянием региона. Целью моей поездки было участие вместе с группой экспертов из других областей знаний в разработке первого в Крыму проекта государственно-частного партнерства.

Проект предусматривает модернизацию за счет частных инвестиций крайне изношенных сооружений и формирование в прилегающей к ним зоне неких точек роста, позволяющих заменить местный «ненавязчивый» сервис на нормальный, цивилизованный набор услуг для приезжающих отдохнуть в эту благословенную землю с удивительным климатом. Потребность в подобных проектах крайне высока. Люди, почувствовав относительную защищенность, хотят вкладывать деньги в свой полуостров, но на понятных и прозрачных условиях, и именно государственно-частное партнерство позволяет им это делать.

Нет взяток — нет заказов

Нет взяток — нет заказов

В достаточно сложной для росийской экономики ситуации проекты ГЧП становятся тем механизмом, который позволит найти деньги для замещения изношенной инфраструктуры, и в то же время дает развиваться бизнесу. Кроме того, этот механизм позволяет федеральной и региональной власти сохранить актив и, улучшив его, не потерять над ним контроль.

То, о чем у нас в Ярославской области и в Рыбинске еще только говорят или вяло делают неуклюжие попытки, крымчане активно реализуют. Конечно же, им не хватает знаний, опыта, квалифицированных специалистов и еще много чего, но они ДЕЛАЮТ. Работоспособность и нацеленность на результат у этих людей иногда просто зашкаливает, и мне очень приятно работать с ними над решением этих сложнейших задач. Российский Крым начинает жизнь с чистого листа. Надеюсь, у них и у нас все получится.

Комментарии

gnomon 17 октября 2014 в 11:25

Чтобы оценить всю мощь "машины времени" в Крыму надо было восточнее Ялты ехать - в Феодосию, а лучше "до упора" - в Керч. Там начинается настоящая Северная Корея. Инфраструктура убита на 173%, дороги ушатаны, дома стоят облезшие и все в трещинах, ни одного супермаркета, на улицах ни одной урны.

Чурочкин Сергей 17 октября 2014 в 11:37

gnomon с удовольствием воспользуюсь Вашим советом и если появится свободное время, то обязательно посмотрю.

Марго 17 октября 2014 в 17:52

Эх, побольше бы личных впечатлений и наблюдений! Интересно же нам, где в будущем предстоит отдыхать. Сергей и Гномон, поделитесь.

gnomon 17 октября 2014 в 22:23

Марго, там сейчас всё начинает меняться и впечатления вряд ли будут актуальны к следующему году. В целом, с точки зрения отдыха, Крым - настоящая жемчужина. Но, надо понимать, что с сервисом там так себе. Зато природа просто обалденная и принципиально разная на небольшом полуострове. Тем, кто едет не только попу на пляже греть - самое то.

Правда местные, кто живет с отдыхающих, скоро сильно пожалеют, что Крым попал в Россию, т.к. у них там практически анархия с нашей точки зрения и скоро их начнут "нагибать" под российские стандарты и законодательство. Многие много потеряют.

Ну, а вообще - надо просто съездить и посмотреть. Желательно на автомобиле и по всему побережью.

Чурочкин Сергей 18 октября 2014 в 00:53

Марго, я еще примерно неделю пробуду в Крыму и если интересует что то конкретное, то попробую съездить, посмотреть или спросить у местных.

Петров 17 октября 2014 в 22:32

О природе Крыма спорить никто не будет - благословенные места. А о проектах , которые сейчас там будут осуществлять за российские деньги , много сомнений. Сегодня прошла информация , сто студентам первых курсов государственных ВУЗОв не будут платить стипендию , а переведут ее на помощь Крыму. Я считаю такие решения последним делом , при чем здесь российские студенты ? А самое главное - нет никакой уверенности , что деньги пойдут на пользу Крыму, а не в карман распильщиков.

gnomon 17 октября 2014 в 22:36

Насчет стипендий - уверен, что фейк.

Какую то часть денег попилят - вне сомнений.

Но выбора нет и помогать своим надо так или иначе. Общался там с людьми - они реально наши люди, а теперь и наши сограждане. Так что придется помогать.

Чурочкин Сергей 18 октября 2014 в 00:57

Петров за федеральные средства будут реализовываться в основном инфраструктурные проекты. Все остальное это ГЧП или инвестсоглашения с местным Совмином. Сейчас в Крыму наверное самое либеральное инвестиционное законодательство.

Антифашист1 18 октября 2014 в 18:15

Полагаете, много частных инвесторов найдется инвестировать во временно оккупированную территорию? )

Чурочкин Сергей 19 октября 2014 в 11:51

Антифашист1 я не предполагаю, а знаю - много )

Антифашист1 19 октября 2014 в 12:53

И кто же из по-настоящему частных инвесторов собрался инвестировать в Крым? Или вы под "частными инвесторами" понимаете такие аффилированные с государством конторы, как Газпром, Сбербанк и ВТБ, а также другие прокладки по закачке в Крым бюджетных денег? :)

Чурочкин Сергей 19 октября 2014 в 16:13

В ближайшее время постараюсь ответить на этот вопрос :)

техник 23 декабря 2014 в 17:59

Сказал А, а где Б.

Чурочкин Сергей 23 декабря 2014 в 21:33

техник, я сейчас в Крыму. Закончу и будет "Б" :)

dizzy 20 октября 2014 в 05:14

Нет ничего более постоянного чем что-то временное. Противники так и умрут повторяя - это временно. Солнце и то временно...

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

25 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Деньги на монтаж катка на площади Дерунова — 32,2 млн рублей — выделил бюджета Ярославской области
25 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Привели в порядок более километра дороги
21 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Рыбинск, Щербаков, Андропов, снова Рыбинск. Но и этого казалось мало. В 1933 году город хотели назвать Барановском. Кем был Петр Ионович Баранов?
20 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Всего в этом году в Рыбинске в рамках губернаторской программы появятся 30 новых остановочных павильонов
20 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Три года действует муниципальная программа ремонта тротуаров. Более 10 километров приводят в порядок ежегодно
17 ноября 2024 в рубрике «Новости»
«Сарма» и «Селенга» будут перевозить пассажиров на Байкале
17 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Если не содержат недвижимость в надлежащем состоянии

Архив