Думаю, редкий читатель может похвастаться путешествием во времени, если это, конечно, не касается кино или буйной фантазии. А мне повезло. И помог в этом Крым.
Прилетев по делам в столицу нашей вновь обретенной территории — Республики Крым — город Симферополь, я оказался в нашем славном прошлом.
Для начала — аэропорт. Просто громадная территория с выгоревшей на солнце травой и отсутствием самолетов на стоянках. После перенаселенного Домодедова это показалось удивительным.
Дорога из аэропорта в город. Мы уже начали отвыкать от стройных рядов серых бетонных многоэтажек, наглухо закрытых от любопытного взгляда бесконечным полотном рекламных щитов с аляповатой, местечковой рекламной продукцией. Но увы, ушедшая реальность иногда возвращается.
Автомобили. Процентов 90 транспорта Крыма ездит с украинскими номерными знаками, которые изредка разбавлены новенькими российскими номерами 777 региона. Достаточно распространенно явление, когда украинский флаг на номере заклеен нашим триколором с латинской надписью RUS, и на эти нестандартные номера местные гаишники никак не реагируют.
На дорогах выделяются «жигули» разных годов выпуска и моделей, а также множество недорогих произведений украинского автопрома. Среди этой скромности сверкают редкие и дорогие автомобили, явно «рожденные» за пределами бывшего СССР. Местные водители с трудом принимают обязательное пристегивание ремнями безопасности, но, как мне объяснили, стали с бОльшим уважением относится к разметке на дороге. Наше общение с бывшими украинскими гаишниками, переученными под надзором завезенных из российских регионов коллег, явно не приносит им прежнего удовольствия. Говорят, что гаишники с некоторых пор опасаются «договариваться» на дороге и просто тупо выписывают непомерные по доходам местного населения российские штрафы.
Дороги от Симферополя до Ялты и Алушты находятся в весьма приличном состоянии. Если наши ярославские «направления» можно оценить диапазоном 3…3-, то тамошние точно заслуживают 3+…4.
Поразительно, но от Симферополя до Алушты ходят троллейбусы. Большинство из них достаточно недавнего года выпуска и в приличном состоянии, но встречаются и раритеты из ушедшей в историю Чехословакии производства 60-х годов — практически мои ровесники.
О связи. Сразу после прилета в Крым мой телефон впал в ступор, не найдя родной МТС или что-то относительно привычное. При поиске сетей обнаружились весьма странные названия: Life:) (именно так, со смайлом) и Rus32. Местные друзья пояснили, что Rus32 — это крымский вариант МТС, а Life:) — очень недорогая украинская сеть. Впоследствии видел в продаже и МТСовские коробки, но мой телефон вполне уютно обжился в RUS32 и чувствовал себя, как дома. Для планшета же пришлось купить украинское чудо со смайликом в названии — действительно дешевым, но очень медленным интернетом.
Отдельно хотелось бы коснуться инфраструктуры Крыма, по крайней мере, той части, которую я видел лично. Как человек, немного разбирающийся в этом вопросе, могу сказать — физический износ крайне высок. Разговаривая с местными специалистами, узнал, что последнее обновление основных фондов в Крыму было при Советском Союзе. Украина совсем не вкладывалась в Крым, это очевидно.
Также стало понятно, что Крым все еще очень плотно привязан к Украине. Отсутствует вода в каналах центральной части региона, украинцы регулярно отключают электроэнергию, так как основные линии электропередач проходят через их территорию. Та же ситуация с транзитом газа на территорию Крыма. Сказывается это следующим образом. В один из чудных вечеров, а именно 1 сентября, вдруг полностью пропала электроэнергия. Свет погас везде — в домах, на дорогах и улицах, бензоколонках и магазинах. Подачу энергии восстановили в течение полутора-двух часов — местная МЧС запустила генераторы.
Санкции. Если у нас пока они — несколько отстраненное во времени понятие, то в Крыму — это печальная реальность. Неприятно удивили пустующие здания сети McDonald’s, расположенные в не самых худших местах крымских городов. То, что санкции — это не просто слова, хорошо видно в портах Крыма, где практически нет движения. По крайней мере, Ялтинские пассажирский и грузовой порты поражают своей тишиной и отсутствием кораблей у причалов.
Банки. Привычных банкоматов СБ или ВТБ просто нет. Есть другие, но с наклейками незнакомых банков, из-под которых проступает надпись «ПриватБанк». Зато присутствует целая куча обменников, вокруг которых постоянно идет постоянное движение различной степени подозрительности личностей. Курс валют меняется с завидной регулярностью. В общем, рассчитывать на наш «пластик» в Крыму, пожалуй, не стоит.
О чем говорят люди. Все, с кем я общался, позитивно относятся к тому, что Крым теперь стал частью России. Есть опасения по поводу потока туристов, за счет которых живут крымчане, есть разочарование по поводу низких доходов в нынешнем туристическом сезоне, но все говорят об одном: если бы они не присоединились к России, то в Крыму могла быть война. Вторая тема разговоров — это снижение высочайшего уровня коррупции, который был на Украине. Я не стану приводить примеры из частных бесед, но то, что я слышал о мздоимстве украинских властей, поразило даже меня.
Следующая тема для разговоров — это мост. У людей, будущий мост через Керченский пролив ассоциируется с окончанием процесса интеграции в Россию, и это не безосновательно.
Ориентировочная длина моста будет равна 6,3 км, а его стоимость, по различным оценкам, составит от 60 до 90 млрд рублей. Самый оптимистичный прогноз срока строительства — три года. Предполагается, что это чудо инженерной мысли будет двухуровневой конструкцией с железнодорожными путями на нижнем «этаже» и четырехполосной автомобильной трассой на верхнем уровне. Будет ли проезд по мосту платным и если да, то сколько он будет стоить, пока неизвестно. Учитывая, что автомобильный мост «в никуда» — печально известное сооружение на остров Русский во Владивостоке — обошелся в 34 млрд рублей, то диапазон 60…90 млрд рублей уже не кажется таким уж фантастичным. Крым стоит этих денег.
О красоте. Когда я летел в Крым, то даже не предполагал, что он так красив. Сочетание гор, покрытых лесами, белых скал и прозрачно-голубого моря — это нечто непередаваемое. Учитывая древнейшую историю Крыма, там можно увидеть и прекрасные замки на скалах, и татарские источники, пришедшие из глубин времени.
Открытия. Оказывается, «Кавказкую пленницу» снимали не на Кавказе, а в Крыму, чему я был безмерно удивлен.
О будущем. Жизнь продолжается и жизнь эта напрямую увязана с экономическим благосостоянием региона. Целью моей поездки было участие вместе с группой экспертов из других областей знаний в разработке первого в Крыму проекта государственно-частного партнерства.
Проект предусматривает модернизацию за счет частных инвестиций крайне изношенных сооружений и формирование в прилегающей к ним зоне неких точек роста, позволяющих заменить местный «ненавязчивый» сервис на нормальный, цивилизованный набор услуг для приезжающих отдохнуть в эту благословенную землю с удивительным климатом. Потребность в подобных проектах крайне высока. Люди, почувствовав относительную защищенность, хотят вкладывать деньги в свой полуостров, но на понятных и прозрачных условиях, и именно государственно-частное партнерство позволяет им это делать.
В достаточно сложной для росийской экономики ситуации проекты ГЧП становятся тем механизмом, который позволит найти деньги для замещения изношенной инфраструктуры, и в то же время дает развиваться бизнесу. Кроме того, этот механизм позволяет федеральной и региональной власти сохранить актив и, улучшив его, не потерять над ним контроль.
То, о чем у нас в Ярославской области и в Рыбинске еще только говорят или вяло делают неуклюжие попытки, крымчане активно реализуют. Конечно же, им не хватает знаний, опыта, квалифицированных специалистов и еще много чего, но они ДЕЛАЮТ. Работоспособность и нацеленность на результат у этих людей иногда просто зашкаливает, и мне очень приятно работать с ними над решением этих сложнейших задач. Российский Крым начинает жизнь с чистого листа. Надеюсь, у них и у нас все получится.