Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Иван Аксаков
5 января 2018 в рубрике «Рефлексия»

Иван Аксаков. Письма из Углича

Начало: Письма из Рыбинска. Письма из Пошехонья. Письма из Углича

5-го ноября 1849 года. Суббота. Углич.

…Из ответов ваших на первое письмо мое об Угличе мне кажется, что вы не вполне схватили мою мысль, именно, что древние события превратились в чисто религиозные предания, но вовсе не живут живою жизнью, и что быт угличан вовсе не носит на себе таких следов старины, какие встречаются даже в других, менее исторических городах. Я даже не понимаю, чему именно обрадовался тут Константин как доказательству его предчувствий? Тем не менее, Углич любопытен и интересен в высшей степени, и напрасно Константин не приехал. Теперь я его уж и не жду, потому что сам в будущую середу отсюда выезжаю.

…Нет, крестьянин настоящий, служа выражением истинного типа русской народности, русского духа вообще, как в старину, так и теперь, не может служить выражением древнего боярина. И как горячо я люблю первого, так не лежит моя душа к последнему.

Боярин был человек служилый, правительственный, и этим одним уже много отличался от крестьянина, человека земского. Служилое сословие было у нас наследственное. Сын боярина не был боярин, но не выходил из служилого сословия никогда. Потомок дружины никогда не смешивался с земским человеком; а оттого-то так легко было Петру и Екатерине отделить, под общим наименованием дворян, все служилое сословие, которому и занятия другого не было, кроме службы, — привычка, сохраненная нами и доселе. И я убежден, что, несмотря на «тождество языка, понятий, веры и вкусов», различие между служилым и земским человеком существовало в живом быту не по одной внешности.

Иван Аксаков. письма из Углича

Далее. В самих нравах разница была немалая. Холоп государев подчинился влиянию татарского и византийско-царедворного элементов в милльон раз более, чем крестьянин. Затворничества женщин не было в быту крестьянском; дородство не уважалось в нем. В ковах, крамолах, доносах, опалах, в спеси боярской (которая вошла в пословицу), в тяжбах о местничестве, в разрядных книгах — словом, во всей этой жизни московского двора слышите ли вы, чуете ли вы крестьянина.

В эпоху 612-го года народ явился на сцену и осрамил бояр. Не говорю про великого выскочку Ляпунова и про талантливого, честного простяка Пожарского.

Разве в быту боярском, до Петра, особенно около его времени, не слышите вы застоялости, упорной, чопорной?

В этом можно сознаться и не оправдывая всех действий Петра и совершенно порицая явления современной жизни. Но не к народу относится этот упрек застоялости, как не может он относиться к нему и теперь. Что и говорить: не было тогда такой разницы, как теперь, но была разница в старину не в одной ценности одежд.

Поэтому-то с появлением Петра гнилое боярское сословие мигом полетело вверх тормашкой, чего бы не могло быть, если б в нем уже не лежало смерти; а образа смерти нет в быту современного крестьянина. От боярина несло запахом гнили и трупа; от крестьянина веет жизнью.

Да возьмите вы хоть одно отсутствие хоровода и песни в быту боярском! Разве этого мало?.. В оргиях царя Ивана Васильевича, не говоря уже о другом их значении, я вижу гораздо более русского характера, чем в быту боярском, даром что безнравственностью своею эти оргии противоположными кажутся быту крестьян. В этих оргиях слышится желание сбросить с себя цепи чопорности, чванства и спеси боярской, насмешка над ними.

Но нападая на древнего боярина, я вполне признаю древние начала жизни, лежавшие не в быту боярском, а в самой церкви и в народе.

Теперь о купцах. Современный купец ближе к крестьянам, нежели мы. Как не считали мы себя близкими к народу, мы отделены от него пропастью: сознанием и анализом жизни. В купце этого нет. В лестнице сословий оба эти сословия стоят рядом. Набожностью, благотворительностью и одеждой своей купец сходен с мужиком, сходен с ним и речью, ибо, если купец и любит иногда выражаться красною бессмыслицею, то он умеет владеть и народною речью.

купцы

При всем том он очень от него далек, и в нем есть некоторые черты, не принадлежащие нашему сословию, но напоминающие древнего боярина. Это то же затворничество женщин, спесь, чванство и какая-то чопорность, крахмальность в жизни. Только он лучше боярина, потому что ближе к народу. И потому-то, повторяю, я в купце чую часто древнего боярина, хоть, разумеется, всего этого нельзя принимать вполне и решительно, и если буду когда-нибудь изображать древнего боярина, то припомню себе современного купца и его отличия от крестьянского быта и думаю, что выйдет удачно.

Что касается до чернозубия купчих, то, упоминая об этом, я нападал на безусловное поклонение Константина древним платьям и изяществу. Конечно, когда ему укажешь, он сознается, что то и другое скверно, но удивительно умеет все это забывать, когда отъедет в похвалы. Румяна, белила и чернозубие не современная принадлежность купчих, но древняя.

…Посылаю Константину собрание слов, употребляемых холщевниками. Тут, конечно, не все слова, но сколько успели собрать. Я, кажется, уже писал вам, что холщевники — это здешние же мещане, преимущественно перед другими занимающиеся перекупкою холста. У них в торговом деле сохранился какой-то особенный язык. Тут встречаются слова татарские. Остальные, вероятно, чудские, потому что, по Нестору, здесь обитала, кажется, меря. И теперь названия некоторых урочищ звучат совершенно не по-русски: озеро Неро, на котором стоит Ростов, озеро Нико, река Шачебола и др. Странно только то, что сохранилось это в одной отрасли торговли и именно холщевой.

Посылаю подобный же список в Журнал министерства внутренних дел. Достал я толстую рукопись ответов выгорецких раскольников иеромонаху Неофиту, посылаемому к ним для «разлагольствования» в 1722-м году по указу Петра. Если верить им, то Неофит был дурак и острамился в споре. Этими ответами раскольники (особенно поморского согласия) несравненно более гордятся, чем ответами епископу Питириму, напечатанными в Пращице. Выгорецкие же ответы, кажется, никогда не были напечатаны. Они необыкновенно ловко, умно и хитро написаны. Привезу их вам показать зимою…

Ваш Ив. А.

Углич

1849 года ноября 8-го. Вторник. Углич.

Решительно не понимаю, отчего нет от вас писем уже больше недели. Последнее ваше письмо было от 27-го октября. Это тем более досадно, что я завтра выезжаю отсюда, и если письмо и придет сюда в будущую пятницу, то получится мною в Ярославле не раньше будущего понедельника. Если б я не знал, что к отесиньке возвращаются какие-то признаки прежней болезни, то не стал бы так беспокоиться.

Завтра после обеда я думаю ехать в Ярославль прямым, не почтовым трактом, на передаточных лошадях. Этим путем отсюда до Ярославля 100 верст. Почтовый же тракт идет через Рыбинск, гораздо дальше и дороже. Я потому особенно спешу в Ярославль, чтоб успеть перебраться туда в тарантасе, чтоб не быть застигнутым здесь зимою. Дороги теперь — просто ад.

Последнее время мое в Угличе было также отравлено всякими дрязгами. Открылось, что все общество здешних граждан разделено на партии, которые стараются друг другу вредить изо всех сил; открылись разные злоупотребления… В продолжение длинного ряда лет не было здесь ни одного головы, который умел бы заслужить нравственное доверие: везде происки, мелкие, глупые, корыстолюбивые. Видеть это в племени канцелярском еще не оскорбительно, но в купцах, совершенно обеспеченных в жизни, выбираемых обществом, чрезвычайно отвратительно.

Сейчас приехал ко мне голова, а потом я спешу делать прощальные визиты. Прощайте, милые мои отесинька и маменька, будьте здоровы. Дай Бог, чтоб неполучение мною писем происходило от пустой причины. Будьте здоровы, цалую ваши ручки, обнимаю Константина и всех сестер.

Ваш И. А.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

13 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
Сегодня случилось традиционное. Муниципальный совет Рыбинска утвердил бюджет 2019 года. А дело было так. Кому совет — работа, кому — гражданский долг, а кому и случай продемонстрировать себя в стадии зимней спячки...
12 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
Природоохранная прокуратура обнаружила нарушения при захоронении в Глушицах медицинских отходов
11 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
Сегодня в Преображенском и Вознесенском переулках в старом центре Рыбинска зажглись новые фонари
11 декабря 2018 в рубрике «Новости»
В субботу, 15 декабря, в Рыбинске состоится НаШествие Дедов Морозов. В связи с этим автомобильное движение в центре города будет ограничено, а общественный транспорт временно изменит свои маршруты
10 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
Подробная программа НаШествия Дедов Морозов в Рыбинске 2018
8 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
Память об адмирале собрала вместе историков, краеведов, православных верующих, туристов, областную и рыбинскую власти
7 декабря 2018 в рубрике «Однажды в…»
В Рыбинске проходит конкурс на самое красивое фото снежинки. Он посвящен рыбинскому фотографу Андрею Сигсону.

Архив