История не имеет сослагательного наклонения. Поэтому рассуждать о том, что было бы, если бы Рыбинскую и Угличскую ГЭС не построили, нет никакого смысла. А вот предположить развитие истории Великой Отечественной войны в отсутствие этих гидротехнических сооружений можно с большой долей вероятности. Потому что киловатты электроэнергии, производимые Верневолжскими ГЭС, работали на Победу.
В Музее гидроэнергетики России, открытом РусГидро в 2005 году в Угличе, бережно хранятся свидетельства славного прошлого Волжских ГЭС: фотографии и документы, артефакты и воспоминания очевидцев. Поэтому восстановить хронологию их строительства и работы во время войны можно до деталей.
Рыбинская ГЭС
Начатое в 1935 году строительство Рыбинской ГЭС к началу войны завершено не было. Однако к осени 1941 года тепловые станции Московского региона были закрыты либо эвакуированы, и страна испытывала жесточайший дефицит топлива. 18 ноября, в самые тяжелые дни обороны столицы, первый гидроагрегат Рыбинской ГЭС начал вырабатывать электроэнергию.
Здание станции было еще не достроено, первые киловатты страна получила под импровизированной крышей из брезента. К тому времени Рыбинск уже попал в зону бомбежек, и главной целью противника стала именно ГЭС.
«О строительстве Рыбинской ГЭС фашисты знали. В то время весь мир следил за тем, как в Советском Союзе на Волге строили новые крупные гидростанции — Угличскую и Рыбинскую, — рассказал ветеран Рыбинской ГЭС Геннадий Павлович Скакунов. — Возведение наших ГЭС уникально, прежде всего, тем, что это первые полностью самостоятельные стройки страны. Здесь не было иностранных консультантов. Все технологии и проекты авторские, оригинальные — советские».
Небо над Рыбинском защищал 201-й зенитно-артиллерийский полк. Рыбинская ГЭС не пострадала, хотя на город было сброшено более 700 авиабомб — около 250 тонн металла.
В декабре 1941 года была введена в эксплуатацию первая нитка судоходных шлюзов. 15 января 1942 года начал работу второй гидроагрегат Рыбинской ГЭС. Остальные турбины вводились уже в мирное время.
Во время войны сотрудниками ГЭС были в основном молодые девушки, которых готовили к работе на Угличской ГЭС.
Угличская ГЭС
Первый агрегат Угличской ГЭС был пущен в декабре 1940 года, и к началу войны здесь работали обе турбины. Однако строительство также было не завершено — отсутствовали некоторые механизмы, не работало отопление. Тем не менее, выработка электроэнергии шла бесперебойно.
Осенью 1941 года в Угличе был введен в эксплуатацию необходимый для организации перевозок по Волге судоходный шлюз. ГЭС представляла для России стратегический объект, и была целью для немецких бомбардировщиков.
Здание маскировали досками, а осенью 1941 года в Углич для защиты был переброшен 62-й зенитный артиллерийский дивизион, в 1943 году к нему присоединился 380-й дивизион.
На ограждающей дамбе ГЭС стояли зенитки, пулеметы были установлены и на крыше здания.
Ни одна бомба за время войны не упала на территории Рыбинской и Угличской ГЭС. Их гидроэгрегаты в общей сложности выработали около 4 млрд кВт/ч электроэнергии. Они помогли Москве в самое трудное время обороны, работали на Победу на многих заводах страны, а через шлюзы ГЭС прошли миллионы тонн военных и народохозяйственных грузов.
14 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на реке Волге был награжден 161 человек, из них орденом «Знак Почета» — 70, медалью «За трудовую доблесть» — 36, медалью «За трудовое отличие» — 22 человека. 33 человека были награждены орденом Трудового Красного Знамени.
За бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза работников электротехнической промышленности.
Память
Рыбинск и Углич хранят память о работе ГЭС во время Великой Отечественной войны.
Помимо Музея гидроэнергетики, в Угличе работает частный музей истории под управлением Алексея Кулыгина, где большая коллекция посвящена военному времени.
Краеведы Углича десятки раз выходили в походы в поисках упавших в окрестностях города самолетов.
В начале войны эскадрилья 36-й советской авиадивизии располагалась под Рыбинском, и в августе 1942-го экипаж из четырех человек получил задание вылететь на Дрезден. Однако продлился полет недолго. Причины падения бомбардировщика под Угличем до сих пор неизвестны.
Алексей Кулыгин с помощниками установили место падения самолета и личности пилотов. Всего же в музее собраны осколки 12-ти самолетов, найденных в лесах и болотах Угличского района.