На сей раз в четверг, 18 апреля, в то самое время, когда цветёт сакура в Фукусиме, киноклуб «Современник» в Рыбинске распахнёт экран ОКЦ для «страны восходящего солнца». Начало в 18 часов.
Как и в других развитых странах, расцвет кино в Японии пришёлся на 50-60-е годы. С выходом на мировую арену ещё трёх «восточных тигров» — Кореи, Тайваня, Гонконга, а впоследствии и всего Китая — их кинематографии встали вровень с японской. На рубеже веков там выдвинулось поколение выдающихся мастеров, таких как Чжан Имоу, Энг Ли, Вонг Карвай, Ли Чхандон, Ким Кидук (на днях он возглавит жюри 41-го МКФ в Москве). Культурно-исторические и политические — порой напряжённые — взаимосвязи этих стран очевидны. Так, материковые соседи нередко обращаются к теме японской оккупации в период 2-й мировой войны. С другой стороны, лучшие экранизации новелл японца Мураками «Пылающий» и «Норвежский лес» сняты в Южной Корее.
Тем не менее, киноискусство самой Японии, лишившись своих классиков прошлого века Кэндзи Мидзогути, Акиры Куросавы, Ясудзиро Одзу, продолжает развиваться и завоёвывать новые позиции. На 39-м Московском фестивале многих привлекла романтическая драма Рютаро Накагавы «Апрельский сон длиной в три года», отмеченная призом Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. В нынешнем конкурсе будет представлена динамичная картина «Импровизаторы» («Jam»), поставленная режиссёром Сабу (Хироюки Танака). Дизайнер по образованию, певец и актёр, он создал, начиная с 1996 г., восемнадцать полнометражных фильмов, снискав признание на родине и за рубежом. Гостей, участников и посетителей фестиваля, включая делегатов «Современника», ждёт встреча с его новым героем, исполнителем фольклорных баллад, который попадает в критическую ситуацию…
Пока же наиболее значительным достижением последних лет стал авторский фильм Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки» («Manbiki kazoku»).Его девиз: «Тонко и непринуждённо о сложных противоречиях мира». По словам критика, эта «история о семье как о последнем пристанище, защите и панацее ото всех бед мира резко, без предупреждающих выстрелов в воздух, становится пронзительной песней об одиночестве». Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 2018 года.