Муниципальный совет Рыбинска согласовал заключение концессионного соглашения между МУП «Теплоэнерго» и ООО «Рыбинская генерация» — дочерним предприятием АО «ТГК-2»
Цель концессии — оптимизация работы по обеспечению города теплом и горячей водой, инвестиции в развитие теплового хозяйства, возврат долгов муниципального предприятия.
О том, зачем Рыбинску новый партнер и что после сделки приобретут жители, мы говорим с главой города Денисом Добряковым.
— О передаче в концессию теплового хозяйства Рыбинска говорят несколько лет, и вот свершилось.
— Еще не свершилось. Можно сказать, что мы готовы заключить концессионное соглашение. А сейчас мы обсуждаем сделанное нам предложение о частной концессионной инициативе со стороны ТГК-2 и его дочки ООО «Рыбинская генерация».
Это официальное предложение, которое по закону мы обязаны рассмотреть. Если не появятся другие потенциальные концессионеры, через определенный срок, регламентированный законодательно, мы это соглашение заключим. Если появятся — объявим конкурс.
— Предложение ТГК-2 город устраивает?
— Конечно, мы хотели бы большего. Это предложение можно назвать разумным компромиссом, который устраивает обе стороны переговоров. Концессионер получает в распоряжение на 20 лет имущество «Теплоэнерго», взамен инвестирует в развитие теплового хозяйства около одного миллиарда рублей и берет на себя бремя выплаты долга МУПа — 1 млрд 100 млн рублей.
— Это часть долга?
— Да, МУП находится в сложном экономическом положении. Много лет предприятие недополучало финансовые источники — при самых низких в области тарифах убытки при регулируемой деятельности ему не компенсировали.
Сейчас долг — больше двух миллиардов. Он системно копился в течение большого периода. Равномерно, без каких-либо шквальных увеличений. Основными кредиторами МУПа являются ООО «Межрегионгаз Ярославль» и ПАО «ОДК-Сатурн».
— А банки? Известно, что «Теплоэнерго» оформляло кредиты.
— За последний год от кредитов мы целиком избавились. Предприятие из собственных средств выплатило больше 350 млн банкам. Конечно, это не прошло бесследно — увеличились долги за газ и тепло, и финансовое положение предприятия не улучшилось.
— Тогда зачем это было делать?
— Отсутствие кредитных обязательств перед банками — одно из условий концессионного соглашения. Теперь мы ведем переговоры только с кредиторами.
— Они согласны с заменой должника?
— И «Межрегионгаз Ярославль», и «ОДК-Сатурн» понимают, что сегодня МУП в таком положении, что в будущем у него может быть только банкротство. В этом случае возврат долгов становится призрачной перспективой. А при концессии возврат половины долговых обязательств гарантирует концессионер.
— Вот прямо безвозмездно берет на себя долги больше миллиарда?
— В конечном итоге для «Теплоэнерго» — безвозмездно. Не будут вдаваться в детали сделки, связанные с законодательными, бухгалтерскими, налоговыми ограничениями. Но кредитные обязательства — большее миллиарда — переходят концессионеру.
— А что будет с оставшимися у МУПа долгами?
— Мы передаем долги, не подтвержденные дебиторской задолженностью. Оставшийся долг равен той сумме денег, которую должны МУПу управляющие компании, население, организации. Мы будем их активно взыскивать и возвращать как долги за поставленный газ и тепло.
— На первый взгляд, для «Теплоэнерго» концессионное соглашение выгодно, чего не скажешь о концессионере.
— Только на первый взгляд. Рыбинский МУП много лет не получал субсидии из регионального бюджета. Муниципальному предприятию по закону она не гарантирована. А вот концессионер может получать из областного бюджета компенсацию за недополученные расходы, что правительство Ярославской области и гарантирует.
— Есть в этом некая несправедливость — муниципальному предприятию субсидии не дают, частному — пожалуйста.
— Это определено законами и в целом вполне логично. Хозяйственная деятельность не должна быть свойственна органам местного самоуправления. Примеров успешной приватизации в Рыбинске много. «Горэлектросеть», которая, несмотря на скептические настроения, обеспечивает город светом, троллейбусное управление после приватизации путь с трудностями, но работает.
— Почему бы тогда просто не продать «Теплоэнерго»?
— Государство защищает население и гарантирует теплоснабжение в городах. Приватизация теплового хозяйства невозможна по закону. Есть только один вариант привлечения частных инвестиций в развитие теплосетей и котельных — концессия. И некие финансовые преференции для частного концессионера вполне логичны.
— Но основная финансовая нагрузка, надо полагать, ляжет на плечи населения?
— Повторюсь: население находится под защитой государства.
Тарифы на тепло не могут быть выше установленного законом ПИНа — предельно допустимого индекса при повышении цен. Без разницы — частное или муниципальное предприятие предоставляет услугу.
— Значит, тарифы после заключения концессионного соглашения не повысят?
— Повысят в пределах, установленных законом. При этом не факт, что повышение при работе МУПа было бы меньше. Кроме того, есть еще одно преимущество. Это тарифы, утвержденные на срок действия концессии. И население, и концессионер будут знать величину тарифа на все 20 лет действия соглашения. Это позволяет планировать доходы и инвестиции в развитие — заранее на длительный период представлять финансовую модель предприятия. Для экономики это очень важно. Для МУПа мы такого добиться не могли.
— Подведем итог: концессия предусматривает развитие в Рыбинске теплового хозяйства и передачу половины долговой нагрузки концессионеру. А через 20 лет, когда закончится срок действия соглашения, Рыбинск получит обратно в муниципальную собственность свое предприятие, но в улучшенном виде. Так?
— Не совсем. Имущество предприятия, которое передается концессионеру, остается в муниципальной собственность. Концессионер им пользуется и зарабатывает на нем прибыль. При этом вкладывает деньги в модернизацию котельных и тепловых сетей и отдает часть долга муниципального предприятия. Это в большей части решает проблемы и города, и МУПа. Тарифы при этом не смогут превысить предел, установленный государством. Поэтому население Рыбинска вряд ли заметит смену поставщика тепла и горячей воды. А вот рыбинское тепловое хозяйство непременно заметит инвестиционные деньги. В конце концов, экономически обоснованные тарифы зависят от эффективности поставщика. Не исключено, что снижение потерь на сетях, модернизация котельных, оптимизация финансовых потоков приведут к снижению тарифов. А через 20 лет можно посмотреть на результат. И если он удовлетворит обе стороны, заключить следующее концессионное соглашение. В любом случае, это хороший вариант для «Теплоэнерго» и всего Рыбинска, который гарантирует поставку тепла и горячей воды населению по ценам, регулируемым государством.
Кстати
Концессия — это форма государственно-частного партнерства, метод вовлечения частного сектора в эффективное управление государственной или муниципальной собственностью с привлечением инвестиций. Муниципальное имущество, переданное в концессию, остается в собственности муниципалитета. Концессионер получает право им пользоваться в течение срока концессионного соглашения