Если мемуарная хроника Александра Герцена «Былое и думы» представляет собой обзор отечественной и европейской жизни середины XIX века, то нас больше интересует сегодняшнее — «здесь и сейчас».
Былое
14 июня правительство Ярославской области на публичных слушаниях отчиталось о том, как зарабатывало и тратило деньги в 2016 году.
Итоги выглядят так: областной бюджет за 2016 год исполнен по доходам в сумме 53 2487 млн руб., профинансировано расходов на сумму 57 736.1 млн руб.
Если перевести язык цифр на человеческий, то получается, что заработали меньше, чем планировали — 93.9% к годовому плану, но и потратили тоже меньше — 92%. Дефицит бюджета составил 4 487.4 млн руб. И все это «счастье», разумеется, упало в долги.
Долги региона за 2016 год выросли на 5% и составили просто астрономическую по местным масштабам сумму 35.6 миллиарда рублей. Особо хотелось бы отметить, что долг составляет 76.5% фактических доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, а обслуживание долга (проценты) обходится в 5% от всех расходов.
Как зарабатывал в 2016 году регион? С безвозмездными поступлениями вроде бы все понятно — сколько дал федеральный бюджет, столько и получили, а именно 6 702.3 млн руб. или 101% к плану года.
Более интересна структура налоговых и неналоговых доходов самого региона.
Всего поступило налоговых и неналоговых доходов 46 546.4 млн руб., это по сравнению с предыдущим годом рост на 7.3% или на 3 148.6 млн руб. И это не может не радовать. Но есть и плохие новости.
План года исполнен на 93%. Ниже запланированных сумм поступили акцизы на пиво и алкогольную продукцию, транспортный налог, неналоговые доходы в части доходов от реализации имущества и штрафов. Особенно не радует крайне невысокий уровень неналоговых доходов, в котором «сидят» доходы от управления имуществом, приватизация и, само собой, доходы от унитарных предприятий и зависимых акционерок. 1.8% от всех доходов — это совсем уж странная цифра.
На что тратили в 2016 году? Здесь ничего нового не произошло. Бюджет региона носит однозначно социальную направленность и несет основную нагрузку по исполнению социальных обязательств.
Понятно, что все это «былое» и сформировано до смены региональной власти. Бюджет-2017 имеет несколько иную структуру и совершенно иной подход к формированию и накоплению долга региона. Будем надеяться, что по итогам 2017 года результаты исполнения бюджета покажут значительные позитивные изменения.
Думы
В сети появился новый информационный ресурс с интригующим названием «Открытый бюджет Ярославской области». Позиционирует он себя следующим образом: «Ежемесячный мониторинг и анализ исполнения консолидированного бюджета области в целом и в разрезе муниципальных образований». На этом ресурсе мы можем посмотреть, как пополняется бюджет региона и на что рассчитывать жителем публично-правовых образований.
Открыв этот ресурс, мы увидим цели и фактическое исполнение по муниципальным образованиям. Посмотрим, как себя «чувствуют» два самых крупных города региона.
Данные мониторинга показывают объективную и крайне негативную информацию по Рыбинску. Мало того, что для Рыбинска установлены самые низкие в регионе целевые показатели по доходам, так и достижение этих показателей находится на самом низком в регионе уровне.
Объективности ради необходимо отметить, что по исполнению такие же данные и в Переславле-Залесском, но что такое Переславль, и что такое Рыбинск как по населению, так и по потенциалу?
В качестве резюме: о чем думает и на что надеется рыбинская власть? Или не думает и не надеется?