Есть в Рыбинске, в новом здании на углу улиц Чкалова и Луначарского, мебельный магазин. Торгуют здесь мебелью, произведенной на рыбинской фабрике «Виктория».
Сюда, несмотря на обилие и разнообразие товаров, покупатели пока ходят редко. Но не потому, что мебель «Виктории» им не нравится. Просто открылся магазин меньше месяца назад, 1 октября. И наплыв посетителей здесь еще только ожидается.
Впрочем, мебельных магазинов в Рыбинске — как банков и риэлторских контор. Много. Наверное, даже слишком. Правда, выбор разнообразием не отличается. Зато сказывается конкуренция — цена не высока. Но купив за полторы тысячи кухонный стол, счастливый хозяин вряд ли будет радоваться долго. Стол этот, сделанный в гараже из полуфабрикатов, вполне может развалиться в течение пары месяцев. И это — основное отличие большинства предложений местного пошиба от мебели «Виктории».
Здесь — настоящее производство. Станки с ЭВМ, которые требуют минимум участия человека. Качественный материал и фурнитура. Собственный дизайнер, который разрабатывает модели.
«На заказ» «Виктория» мебель не делает. Для этого в Рыбинске существует альтернатива в виде небольших предприятий, готовых изготовить уникальные экземпляры дешево и на вкус заказчика. «Виктория» торгует в основном оптом. Мебель под маркой рыбинской фабрики можно увидеть в Ярославле и республике Саха, в Новосибирске и Нижнем Новгороде, в Комсомольске-на-Амуре и Москве.
— Недавно открыли представительство в Кемерове, первую машину с мебелью туда отправляем, — говорит Галина Смирнова.
Галина Смирнова — главный бухгалтер «Виктории». Еще она — отдел кадров в единственном числе, разработчик рекламных буклетов, на все руки от скуки, смеется сама. Она работает на фабрике с 2005 года — со дня создания предприятия. А началось все несколько раньше, когда нынешний собственник и руководитель Святослав Рыбалкин вместе с женой начал изготавливать подлокотники для мягкой мебели. Затем маленький семейный коллектив придумал свои первые модели и начал воплощать идеи в конкретную мебель. А в 2005 году организовали производство.
— Весь цех тогда состоял из десяти работников, — вспоминает Галина Смирнова. — Выпускали в день две-три единицы продукции. И были счастливы — работаем!
Сегодня на фабрике «Виктория» трудится 120 человек. Размещается производство на собственных площадях на Ярославском тракте. Станки, инструменты — все современное. И счет мебели идет на сотню в день.
Но корпусной мебели из ламината и МДФ, как уже говорилось, в Рыбинске много. Даже не так: ее больше, чем на нее существует спрос. Поэтому производителям приходится не только следить за тенденциями местного рынка, но и внимательно отслеживать российские территории.
— Мы все время отмечаем, где и с какой интенсивностью развивается мебельное производство, — рассказывает Галина Смирнова. — На основе этих исследования мы делаем поставки в тот или иной регион России.
В магазине, который «Виктория» открыла в Рыбинске, мебель чуть дороже, чем если бы ее произвели кустарным способом. Сказывается организация работы: затраты производства на коммунальные услуги, зарплаты работникам — в среднем 20 тысяч рублей. Никаких долгов ни перед коллективом, ни перед бюджетом у фабрики нет. Цена легального положения — стоимость продукции. Не высокая, как утверждает Смирнова, но все-таки чуть выше, чему конкурентов.
Очевидно, это неравенство положений заставило фабрику искать новые рынки. Не так давно было куплено еще одно здание на Ярославком тракте, и сегодня здесь полным ходом идет подготовка к производству мебели из деревянного массива. Общий объем инвестиций в новое производство — около 50 миллионов рублей. Помещение уже практически готово к установке новых импортных станков, которые скоро должны прийти в Рыбинск из Италии и Германии. «Такого оборудования в Рыбинске нет! Разве что на МДК «Свобода», — почти хвастается Смирнова. И, как планируют руководители, в январе 2014 года будет выпущены первые образцы мебели из бука, березы и других популярных пород дерева.
Вот так, конкуренты, завидуйте! Пока вы снижаете цену и ищите единичных заказчиков, фабрика «Виктория» увеличивает выпуск продукции. При этом не боится брать кредиты, платит официальную зарплату, осваивает новые виды товаров. И не опасается, что дорогая деревянная мебель залежится на складе — для того и существует маркетинг, чтобы планы были реальными.
В чем секрет развития во время общего падения? Только ли в том, что каждый шаг просчитан, и собственники не пренебрегают инвестициями в производство?
— Еще в оптимизме, — говорит Галина Смирнова. — Наш директор Святослав Рыбалкин и сам никогда не опускает руки, и коллективу не дает впасть в уныние. Он нам говорит: «Ничего, что-нибудь придумаем, выкарабкаемся, сделаем скидки, возьмем кредит, и на нашей улице наступит праздник». И мы придумываем. А многие ведь закрываются!
…«Сарафанное радио» — хорошая реклама. Пока мы говорили с Галиной Смирновой, в торговый зал зашла семейная пара. «Помнишь, соседка говорила, что купила кухонный гарнитур фабрики «Виктория» и очень довольна, — говорила жена своему супругу. — Давай посмотрим, можем, и мы свою кухня заменим». В это время сборщик мебели устанавливал очередной образец шкафа, а на полу уже были разложены части еще не собранной конструкции — комода, прихожей или спальни — всего, что производит мебельная фабрика «Виктория» в Рыбинске.