Что помимо света и колеса принес нам технический прогресс? Без чего кроме хлеба и зрелищ мы жить уже просто не можем? Мебель! Вот что стало обязательным условием цивилизованного общества. Конечно, много чего еще требуется современному человеку. Но без стула, стола, дивана, двери трудно представить квартиру, в которой живут, работают, отдыхают, воспитывают детей и заботятся о стариках.
Итак, мебель. Обычная и дизайнерская, дешевая и дорогая, она сегодня представлена в торговой сети Рыбинска в таких количествах, что вполне может удовлетворить и самый взыскательный вкус, и требования среднестатистического покупателей. Недорогие шкафы и стенки из ламината можно приобрести готовыми, а можно заказать под размеры квартиры. Столы и двери из дерева реже, но все-таки можно встретить в торговой сети. И судя по тому, сколько мебельных магазинов работает сегодня в Рыбинске, мебель народ начал менять как перчатки. Неужели мебельный рынок растет так же быстро, как открываются новые торговые точки?
— Спрос на мебельную продукцию достаточно стабилен. А вот сектор дорогой, экологически чистой мебели из дерева действительно начал расти, — говорит коммерческий директор рыбинской мебельной фабрики «Свобода» Дмитрий Рыжов.
Некоторое время назад это предприятие оказалось в трудном положении. Экономический кризис 2008 года и возросшая конкуренция на рынке сказались на его работе далеко не лучшим образом. Но сегодня фабрика «Свобода» вышла на уровень, который можно назвать стабильным. О том, какие для этого потребовались усилия, рассказывает Дмитрий Рыжов.
— Сегодня многие мебельные фабрики страны выпускают неплохую продукцию, сопоставимую по качеству и цене. Как можно выделиться из общего ряда производителей?
— Конкурировать можно за счет повышения эффективности производства, увеличения производительности труда. Но сегодня этого мало. Необходимо продвижение товара. Это значит, что он должен присутствовать в значимых, специализированны местах продаж, фирменных магазинах и салонах, и его должны грамотно предлагать. Продукция «Свободы» представлена в торговых сетях Москвы, Санкт-Петербурга, география поставок — практически все регионы России, Украина, Казахстан. Каждый месяц мы отправляем морской контейнер с дверной продукцией в США. Но мало заключить договор и отправить мебель на реализацию. Необходимо позиционирование товара, тем более, что наша продукция — не самая дешевая, ее покупают люди, которые знают, что хотят. Значит, продавец должен ответить на все вопросы, рассказать все характеристики товара, подчеркнуть все его преимущества.
Для того чтобы мебель пользовалась спросом, необходимо ее правильно преподнести покупателю, создать экспозицию, выставить так, чтобы ее было удобно осмотреть, создать в торговом павильоне комфортную обстановку. Продавец должен быть обучен технике продаж.
— Как в монобрендовых магазинах — с чаем и кофе?
— С чаем, кофе, с возможностью обсудить с продавцом качество товара. С усилением конкуренции уровень подготовки продавцов становится все более важным средством продвижения товара. Заключая договоры с партнерами в регионах, мы отдельно обращаем внимание именно на качество продаж. В некоторых случая выезжаем на место и обучаем тех, кто наш товар продает. Сегодня клиенты задают точные прямые вопросы — из чего состоит товар, каким шпоном облицован, каково качество отделки. Если продавец на них не ответит, покупателя можно потерять.
— Покупатели меняются?
— Требования покупателей повышаются. Люди становятся более грамотными, больше внимания уделяют не цене, а качеству, экологичности, эстетике. Наш покупатель — это человек со средним достатком, поскольку мебель и двери бренда «Свобода» — это продукт с отделкой из натурального шпона. Мы практически свернули производство мебели из дешевого ламината и освоили более дорогой сектор товаров.
— Чем помимо цены ваш товар выделяется из ряда других?
— Мы работаем в основном с импортными материалами. Может, мы бы и хотели использовать в производстве российский шпон, но, к сожалению, качество его ниже и условия поставки нас не всегда устраивают.
Кроме этого, предлагая недешевый товар, мы гарантируем его качество. Наше предприятие с момента создания в 1910 году специализировалось на лесопильном производстве. Мы имеем богатейший опыт по переработке древесины. Например, дверная продукция фабрики «Свобода» целиком выполнена из дерева. Фасады мебели облицованы ценными породами строганного шпона.
Важным фактором в конкурентной борьбе становятся сроки поставки товара. Мы гарантируем поставки в течение месяца с момента поступления заказа.
— Где в Рыбинске можно купить вашу продукцию?
— В салоне «Свобода». Здесь представлен самый широкий ассортимент нашей мебели.
— А индивидуальные заказы принимаете?
— Только если речь идет о модульных композициях. В основном же мы ориентированы на серийное производство мебели и дверных комплектов. Но мы все время следим за тенденциями моды и вносим в модельный ряд новые продукты в соответствие с запросом покупателей и общемировыми трендами в дизайне.
— Гибкое производство, наверное, требует модернизации?
— Безусловно, мы инвестируем в производство. Мы понимаем, что качество и цена продукции должны быть конкурентоспособными. Сегодня российский рынок практически наполовину заполнен импортной мебелью. И цена ее сопоставима с отечественной. В то же время производительность труда в России на порядок ниже. Значит, нужны инновации, смена технологий.
Не так давно в модернизацию дверного производства «Свободы» было вложено около 25 миллионов рублей. Порядка пяти миллионов рублей инвестировано в обновление станочного парка мебельного производства. В ближайшее время на предприятии открывается новый цех, оборудование совместного производства Италии и Германии на 20 миллионов рублей уже закуплено. Это даст возможность организовать не только выпуск нового продукта, но и рабочие места для рыбинцев.
— Сколько людей трудится сегодня на «Свободе»?
— Штат предприятия — больше четырехсот человек. Средняя зарплата рабочих составляет 25-30 тысяч рублей в месяц. Но, несмотря на то, что зарплата выше средней по городу, нужные кадры найти бывает сложно. Предприятие остро нуждается в операторах станков с ЧПУ, квалифицированных специалистах в деревообработке. Подготовленные кадры найти трудно, поскольку местные учебные заведения не выпускают нужных специалистов. Поэтому мы вынуждены обучать работников прямо на производстве, что, конечно, осложняет работу всего предприятия. Тем не менее, мы развиваем и социальную политику: предлагаем гарантированный социальный пакет, проводим корпоративные мероприятия, не забываем о ветеранах.
— Какую цель вы ставите, реализуя планы внутрикорпоративных и маркетинговых мероприятий?
— Мы хотим, чтобы марка «Свободы» стала брендом, который гарантирует качество мебельной продукции, сроки, высокий уровень обслуживание покупателей — все, что создает имидж ответственного производителя.