Как это мы до сих пор не знали Алекса ван Вармердама, признанного «культовой фигурой не только в Голландии, но и далеко за её пределами»? Заседание «Современника» в понедельник, 17 ноября, в 18.00 в ОКЦ Рыбинска, восполнит сей пробел (по наводке недавней гостьи киноклуба Н.Назаровой).
Итак, Александр Лукас Мария ван Вармердам родился в 1952 году в Харлеме. Художник по образованию, он рано стал писал пьесы, уже в 70-х создал музыкально-драматическую труппу «HauserOrkater», а в 1980-м — театр «De Mexicaanse Hond» («Мексиканский пёс»).
С 1986 г. снимает фильмы по своим сценариям, играет в них, как правило, главные роли и пишет музыку. Его картины — чёрные комедии, которые полны ассоциаций, эксцентрики, преувеличений, алогичности и размеренности, буффонады и первобытных инстинктов. Вармердам создал свой, особенный мир, в который одновременно любопытно и боязно заглядывать. Почти за три десятка лет он поставил 8 фильмов, два из которых — «Платье» (1996)и «Последние дни Эммы Бланк» (2009) отмечены призами на Венецианских Биенале.
В России же особенно высокий рейтинг получил его трагифарс «Северяне» («De Noorderlingen», 1992), действие которого происходит в некоем условном городке-новостройке 60-х годов.
Критики называют Алекса ван Вармердама «голландским Дэвидом Линчем без мистики» и «голландским Феллини навыворот». Они правы и неправы одновременно. Вармердама нельзя втиснуть ни в какие рамки и определения, он наследует великих предшественников, однако способ его кинорассказа личностный, яркий и своеобычный.